Екатерина Толстенкова
Часто забываем то, за что нас ценят далеко за нашими границами. Кто сейчас в России помнит повесть «Волоколамское шоссе» и написавшего ее Александра Бека?
Во Франции книгу считают шедевром, в Италии - самым выдающимся произведением о войне.
…Легендарный кубинский революционер, команданте Че Гевара называл повесть Александра Бека «Волоколамское шоссе» своей настольной книгой и постоянно носил в полевой командирской сумке.
Мужество и героизм защищавших в 1941-м году Москву солдат вдохновляли молодых кубинских революционеров, а в Финляндии ее изучали в военной академии.
Константин Симонов, сам честно отходивший-отползавший всю войну под пулями и бомбами, писал: «Среди правд, написанных всеми нами о войне, одной из самых важных и дорогих правд была правда книги Бека «Волоколамское шоссе»... это вообще одна из самых лучших книг о войне в нашей литературе. И хотя ее хорошо знают у нас и знают во всем мире, ей, этой книге, еще не полностью воздано по заслугам».
Знал бы Симонов, что эту книгу, увы, очень быстро забудут. После победы войну стали лакировать. Начиная с Хрущёва и по ныне - слой лака становился все гуще, всё ярче сиял нарядный глянец ура-патриотической идеализации. По газетным и книжным страницам, по киноэкранам парадным шагом зашагали отутюженные герои, не ведающие страха и не знавшие сомнений. Все высоты они стали брать с первой атаки, а раненые красиво страдали на белоснежных простынях полевых медсанбатов и безудержно рвались в бой прямо на костылях…
А «Волоколамское шоссе» Александра Бека, как и «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова, - о народе на войне. Об обычных людях, переносящих нечеловеческие трудности. Они под бомбёжками доскрёбывают ложками холодную кашу в закопчённых котелках, месят окопную грязь и ждут писем из дома. А по команде встают в атаку. Но каждый из них хочет жить, и поэтому они думают, как остаться в живых и как при этом выполнить приказ, и взять эту проклятую сопку…
Жизнь на войне – жизнь без пафоса. Стреляют – упади на землю, отползи. Есть время – поспи. Есть, что поесть – поешь, когда ещё старшина доползёт до передовой с мешком сухарей? Так в повести Бека живут и воюют командир батальона из панфиловской дивизии старший лейтенант Баурджан Момыш-Улы (реальный человек) и его солдаты. Они мало говорят, но много действуют. Правильно действуют. Молодой комбат сначала думает, а потом делает. Поэтому у него в батальоне мало потерь и много штыков в окопах. В финской военной академии по книге Бека, по литературному произведению (!) учили курсантов правильной организации боевой деятельности подразделения в условиях постоянно меняющейся обстановки на фронте.
Бек написал – и это было опубликовано в 1943-44 годах, при Сталине - и о неоднозначности лозунга «Ни шагу назад!», стоившего Красной Армии многих сотен тысяч потерянных жизней. В одной из опубликованных много позже рецензий сказано: «Право на контратаку нужно заслужить в обороне, а плоха та оборона, где невозможно отступить на заранее подготовленные позиции, с тем, чтобы снова и снова встречать подходящего врага во всеоружии, обескровливать его и изматывать. Вместо этого бессчётное количество наших бойцов в первые месяцы войны сгинуло хоть и героически, но ужасно бездарно».
Командир дивизии генерал-майор Иван Васильевич Панфилов у писателя Александра Альфредовича Бека похож на генералиссимуса Александра Васильевича Суворова. Он заботится о своих бойцах, говорит кратко и ёмко: «Не торопись умирать - учись воевать».
Сбережённые Панфиловым и его комбатами, приученные к дисциплине и обученные воевать солдаты спасли Москву тревожной осенью 1941 года.